Упражнения

Методика самостоятельных занятий

Методы психофизиологического воздействия, положенные в основу наших упражнений, отличаются тем, что при кажущейся своей простоте они обеспечивают глубинное воздействие на тонкие механизмы мозга. Именно в этом принципиальное отличие нашей методики от других.

Поскольку желательным компонентом обучения является также поведение в рамках наших занятий методов психофизического саморегулирования — аутогенной тренировки. Как известно, аутогенная тренировка представляет собой научную психологическую дисциплину, а именно методику самовнушения, которая позволяет посредством психических процессов, прежде всего представления, внимания и эмоциональных состояний, влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой.

Сравнительные исследования показали, что сеансы аутогенной тренировки на 40% повышают эффективность обучения на курсах. Чем же объяснить это? Чтение в значительной степени процесс подсознательный. Большая часть механизмов психической деятельности, сопровождающих чтение и регулирующих его эффективность, управляется подсознанием. Означает ли это, что мы не можем воздействовать на эти процессы? Регулировать и «обучать» происходящее на уровне бессознательного психического? Достижения психологии свидетельствуют о том, что управлять этими процессами задача вполне реальная. Более того, разработан комплекс упражнений, обеспечивающих обучение на подсознательном уровне. В ряду этих упражнений важная роль принадлежит аутогенной тренировке. Вот почему здесь нам хотелось восполнить этот пробел, и предложить дополнительные упражнения, основанные на состоянии покоя и релаксации (расслабленности). Это поможет каждому использовать дополнительное и очень сильное средство активизации обучения. В связи с этим весьма желательно элементарное владение техникой аутогенной тренировки. Этому помогут пособия, приведенные в списке литературы. Рекомендуемые формулы внушения для занятий AT даны в приложении. Как уже указывалось, освоение метода быстрого чтения — процесс приобретения новых навыков умственной деятельности.

Технологическая карта урока

Современная педагогика различает три уровня научения: приобретение знаний, образование умений и формирование навыков. К знаниям относят конкретные взаимосвязанные факты, системы понятий, законы и правила, отражающие определенные закономерности в данной предметной области, а также теоретические обобщения и связанные с этим термины и определения. Под умениями понимаются практические действия, которые обучаемый может совершить на основе полученных знаний и которые в свою очередь в дальнейшем смогут способствовать получению новых знаний (например, умение читать на иностранном языке становится источником получения новых знаний из литературы на этом языке). Навык — это действие, которое характеризуется высокой мерой освоения, причем выполнение самого действия становится настолько автоматизированным, что сознательный контроль над его выполнением практически исчезает.

Обязательное условие успешности самостоятельного обучения — непрерывность его цикла, регулярность занятий, полнота и систематичность выполнения всех упражнений. Десять недель занимает цикл тренировок. Период занятий нужно спланировать так, чтобы на протяжении всего времени выделить ежедневно для тренировок час-полтора.

Другое обязательное условие — сознательное освоение упражнений при глубоком понимании сущности выполняемых действий. Вряд ли можно достигнуть успеха, если начать, например, тренировки, не поняв рекомендуемых приемов.

Главная особенность предлагаемой методики — активное и осознанное участие самого обучающегося в целенаправленном изменении тех интимных процессов, которые связаны с реализацией программ умственных действий. Без осознания этого, без вовлечения в опосредованную тренировку высших структур коры головного мозга, обеспечивающую перестройку процессов мышления, освоить метод быстрого чтения невозможно. Читать быстро, усваивать полно и глубоко прочитанное без познания сути процессов самого чтения нельзя, и именно поэтому методы, основанные только на использовании приборов, чаще всего и не имеют успеха. Они тренируют только следственные факторы: движение глаз, периферические механизмы речи и слуха. Приборы оказывают слабое воздействие на мозговые центры, управляющие процессами чтения. Вот почему результаты такого обучения поверхностны и созданный с их помощью неустойчивый стереотип чтения разрушается довольно быстро. Не могут дать положительных результатов и другие методики, в том числе и безаппаратные, не содержащие в своем арсенале упражнений, активно воздействующих на механизмы мозга.

Освоение метода быстрого чтения глубоко индивидуально. В нашей практике не было еще случая, чтобы все учащиеся одинаково успешно осваивали упражнения и теоретический курс. Каждый сам выбирает для себя темп и методику наращивания скорости чтения. Отдельные упражнения и методика в целом подсказывают ряд принципов решения этой задачи. Русский ученый Н. А. Рубакин писал, что лучший метод чтения — это тот, который читатель сам для себя выбирает. Таким образом, общая задача обучения — сформировать новые программы умственных действий, новые коды. Средства и сроки ее решения каждый обучающийся выбирает самостоятельно.

И, наконец, третье обязательное условие успешного овладения методом быстрого чтения — постепенность наращивания скорости и приобретения навыков. Это означает, что необходимо следовать таким известным принципам: от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Переходить к следующему упражнению нужно только тогда, когда твердо освоены предыдущие.

Прежде чем приступить к выполнению упражнений первого урока, необходимо провести некоторые подготовительные работы:

Материалы и инструмент. Для занятий нужно иметь: секундомер или часы с секундной стрелкой, возможно использование также электронных наручных или настольных часов с цифровой индикацией секундных интервалов; 2) экран мысленного взора. Возьмите половину большого листа ватмана (ее размер 430×400 мм). Проведите рамку зеленым фломастером или краской на расстоянии 10 мм от края. Образуется внутренний прямоугольник размером 410×380 мм. Укрепите лист кнопками на стене в удобном на все время занятий месте узкой стороной горизонтально. (Перейти к упражнению «Чтение без регрессий») Экран мысленного взора — это своего рода демонстрационная доска, на которой отрабатываются основные элементы упражнений техники быстрого чтения и аутогенной тренировки; 3) комплект таблиц Шульте для тренировки зрительного аппарата приложении).

Урок чтения

План занятий. Советуем спланировать свое время так, чтобы на период занятий — 2,5—3 месяца вас не отвлекали другие дела (командировки, туристические поездки, загородные прогулки). Совершенно недопустимо одновременно осваивать технику быстрого чтения и, например, вождение автомобиля. Приступая к занятиям, вы должны быть уверены в том, что ничто не помешает довести их до конца. Каждый урок требует недели интенсивных тренировок. При необходимости можно увеличить время для отработки отдельных упражнений. Однако во всех случаях общая продолжительность занятий не должна превышать 15 недель. При появлении каких-либо серьезных мешающих факторов лучше прервать занятия и начать их заново в благоприятное для вас время. Для успешной работы следует наметить предварительный план работы и стараться неукоснительно следовать ему. Образец примерного плана занятий показан в приложении. Рекомендуем также в процессе занятий вести дневник обучения, где отмечать успехи и трудности. Числовые результаты скорости чтения контрольных текстов фиксировать на специальном графике.

Рабочее место, режим занятий. Оптимальным следует считать ежедневные занятия дома. Продолжительность каждого занятия час-полтора. Желательно работать в одно и то же время. Рабочее место должно быть хорошо и ровно освещено. На столе ничего лишнего. Ничто не должно отвлекать от занятий. Полезно вспомнить правила гигиены умственного труда. Настоятельно рекомендуем читать не только в положении сидя, но большую часть времени в положении стоя, размещая книгу на наклонной поверхности типа бюро или конторки. Во время занятий полезно делать небольшие перерывы. Прежде всего расслабиться, дать отдых глазам. Посмотреть в окно вдаль, затем на передний план. Хорошо, если перед глазами будет любимая картина, фотография, предмет. Полезны несложные физические упражнения. Спокойная тихая музыка также создает благоприятные условия для полноценного отдыха. Наконец, комплекс упражнений аутогенной тренировки позволит в необходимых случаях полностью снять психические нагрузки, настроиться на отдых или занятия. Следует помнить, что период освоения техники быстрого чтения потребует мобилизации душевных и физических сил. Рациональный режим дня, полноценный ночной сон, компенсированное питание — все эти факторы создадут благоприятные условия для получения желаемых результатов.

 

 

 

Секундомер