Главы

О первом правиле быстрого чтения

Первое правило быстрого чтения: чтение без регрессий. Содержание правила: Текст любой трудности я читаю только один раз. Возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно ещё раз прочитать текст, если возникла в этом необходимость.

Однако, если вы испытывате психологическое утомлениее и трудность концентрироваться на чтении, то будет правильнее сделать перезарядку: отвлечься на Карточную игру Червы. Принято считать, что любые карточные игры – пустая трата времени, но это не совсем так. Действительно, как и любая игра она призвана приносить удовольствие, легко скоротать время и давать возможность просто отдохнуть. Но карточные игры обладают и таким скрытым положительным влиянием на самого игрока: развитие математических и аналитических способностей, тренировка памяти, улучшение концентрации внимания.

«Не знаю, откуда у читателей привычка читать книгу один раз. Ведь книга содержит в себе больше таинственных символов и простора для обозрения окружающего, чем вид и голос. Если твой ум развит более, нежели чувства, то тебе лучше всего возвращаться к прочитанному — этим проверяется развитие твоей мысли»,— так писал в эссе «Часы, проведенные среди книг» арабский писатель Аббас Махмуд аль-Аккад (1889  1964).

В высказывании писателя нет противоречия с первым правилом быстрого чтения. Действительно, есть очень много книг, которые нужно читать и перечитывать многократно. Но при первом чтении даже таких книг правило «читать без регрессий» должно безусловно выполняться. Взгляните еще раз на содержание правила. Мы выделили в нем только одно слово — «осмысления». Это означает, что повторные чтения сложных текстов возможны, иногда обязательны. Но во всех случаях факту повторного чтения должен предшествовать акт осмысления прочитанного. Однако большинство читателей, не утруждая себя размышлениями, прочитав один абзац текста и думая в этот момент совсем о другом, вновь возвращаются к нему и так неоднократно на протяжении всего текста. Пример такого чтения показал А. С. Пушкин в стихотворении:

…По капле, медленно глотаю скуки яд. Читать хочу; глаза над буквами скользят… А мысли далеко… Я книгу закрываю…

Чтение без регрессийЭффективность такого чтения сомнительна. И не только потому, что оно медленное: в 2—3 раза больше расходуется времени на повторные чтения. Страдает и качество понимания и запоминания прочитанного. Как известно, все тексты строятся в линейной логической последовательности. Многократные возвраты разрушают стройный каркас повествования, создают в голове хаос, неразбериху. Возвращаясь к прочитанному, вы сразу же забываете (стирается из оперативной памяти) предыдущее. Кроме того, очень часто бывает так, что в последующем изложении — буквально в следующих строчках, абзаце, на следующей странице прояснятся непонятные места текста.

Какова же природа регрессий? Первая причина их появления — сила привычки. Одна из слушательниц экспериментальных курсов быстрого чтения как-то призналась: «Когда читаю, постоянно все перечитываю по многу раз. Но все равно ничего не могу понять и запомнить. Почему так читаю? Мне кажется, что в голове у меня сидит маленький чертик, который все время шепчет: „Вернись обратно, ничего не понятно, вернись обратно!“ Я постоянно следую его совету и так привыкла читать многократно, что даже на улице, увидев вывеску магазина, повторяю ее несколько раз: «Овощи — фрукты», «Овощи — фрукты», «Овощи — фрукты»». Нам удалось помочь этой девушке. На первом же сеансе аутогенной тренировки, получив установку «читать без регрессий», ей удалось прогнать из своего сознания «чертика» навсегда.

Вторая причина регрессий — отсутствие внимания. Этот параметр психической деятельности определяет продуктивность многих видов работы, выполняемой человеком. Отдельный урок методики посвящен разбору внимания при чтении. Для успешной борьбы с регрессиями уже в этом уроке мы предложим вам эффективное упражнение.

 

 

 

Секундомер