Упражнения

Зарубежные методы обучения быстрому чтению

В начале XX в. за рубежом стали уделять большое внимание проблемам рационального чтения. Применяемые в настоящее время методы обучения быстрому чтению за рубежом можно разделить на три группы: 1) использующие различные приборы (фразоскопы, тахистоскопы, пейсеры и т. п.); 2) без применения приборов; 3) комплексные с использованием обычных педагогических приемов, кинофильмов и приборов.

Наибольшее распространение получает метод безаппаратного процесса обучения. Основной пропагандист этого метода — Эвелин Вуд. Главная часть безаппаратного курса быстрого чтения базируется на тренировочном чтении различных текстов и ответах на вопросы по прочитанному. Курс быстрого чтения Гарвардского университета включает 16 текстов, первый — в 1460 слов и последний — в 2760. Большинство текстов написано специально для курсов. Каждый посвящен только одной теме, и студентам она неизвестна.

Все курсы быстрого чтения включают упражнения на понимание смысла. При этом учитывается словарный фонд, способность учащегося определить основную тему и проследить ее развитие, делать выводы и обобщения, оценивать стиль и жанр произведения. Курсы Гарвардского университета включают 10 вопросов на понимание, каждый из них предлагает четыре различных решения.

Как отмечают американские специалисты, широкому распространению курсов быстрого чтения препятствует недостаток педагогов этого профиля. Многие преподаватели считают, что для быстрого чтения нужны сложные тахистоскопические приборы, дорогостоящие и сложные в обращении.

Также следует сделать отступление в теме текущей статьи и объявить, что помимо нашего ресурса, где можно подтянуть навыки скорочтения, есть не менее полезный сайт, на котором имеется прекрасная возмождность записаться на курсы обучения бухгалтеров. Этот же ресурс выступает спонсором данной статьи.

Методы обучения быстрому чтению в США. Американские исследователи добились больших успехов в теории и практике обучения быстрому чтению. Литературе последних десятилетий о быстром чтении посвящен обзор Постоловского и Семенова.

Чтение с младенчества

Обучение быстрому чтению начало интенсивно развиваться в США после второй мировой войны. В 1945 г. будущая школьная учительница Эвелин Нельсон Вуд принесла профессору К. Лису статью объемом 80 страниц на рецензию. Студентка была очень удивлена, увидев, как он быстро перелистал все страницы и сделал нужные замечания. Природная скорость чтения профессора была очень высока. Эвелин Вуд решила понаблюдать за другими людьми, которые обладали такими же природными способностями. За два года она изучила метод чтения 50 человек. Исследования позволили ей сделать общее заключение: каждый из 50 одаренных от природы людей обладал сходными характеристиками приемов чтения: 1) читал, водя глазами по странице сверху вниз, а не слева направо, как обычные читатели; 2) одновременно воспринимал группу слов, а не одно или два слова, как обычно; 3) редко регрессировал, т. е. останавливался, чтобы повторно прочитать слово или группу непонятных слов.

Все эти особенности и послужили основой того, что 12 лет спустя получило название «динамическое чтение» по системе Эвелин Вуд. В 1961 г. Э. Вуд обучила методам быстрого чтения 12 сенаторов США.

Первые эксперименты в этой области были проведены в университете Утах и отделе школьного образования г. Иордан в США. Одновременно подобные работы были развернуты в Гарвардском университете, где открылись курсы обучения быстрому чтению. Промышленные фирмы посылали на курсы административно-управленческий персонал высокой квалификации с отрывом от производства.

Вскоре аналогичные учебные центры появились и при других университетах США, Англии. В настоящее время курсы действуют на многих предприятиях, фирмах и в учреждениях.

Исследования, проведенные Эвелин Вуд, показали, что обучение с помощью аппаратов не может быть эффективным потому, что не создается естественная обстановка чтения. Ученик вынужден изучать и сам аппарат, и аппаратные тексты в свитках и таблицах. Текст книги не представляет собой «скачущие» одна за другой строки и фразы как при использовании механических систем типа фразоскопа. Конечно, ученик может научиться читать быстро и на аппарате, но он не может читать книгу таким же способом: — ведь книга построена принципиально иначе.

Интересные данные были получены при эксперименте с двумя группами учащихся, одна из которых пользовалась тахистоскопом. Результаты показали, что разница в достижениях этих групп незначительна.

Одна из последних методических разработок американских исследователей в области быстрого чтения рассмотрена в обзоре российских авторов А. А. Поталуевой и Г. Н. Карповой.

В последние годы для обучения быстрому чтению используются выходные устройства — терминалы современных электронных вычислительных машин. Одна из таких методик предложена группой американских ученых из Кэмп-Пендлтона штата Калифорния. Доктор Стивен Эндриоле и доктор Крейг Филдз с помощью коллег разработали способ обучения чтению со скоростью свыше 3600 зн./мин при 70-процентном усвоении. Курс обучения занимает лишь несколько дней».

Методы обучения быстрому чтению в Англии. Исследовательский центр прикладной психологии в Кембридже организовал курсы обучения эффективному чтению для взрослых с помощью учебного кинофильма на основе модификации методики Гарвардского университета.

Лондон

Фильмы заставляют студентов сразу «схватывать» заданное число слов за определенное время. Возвращаться к уже прочитанному здесь невозможно. Фильм проецирует на экран целиком страницу текста (как в книге). После некоторого времени четкой проекции на экране слова расплываются за исключением нескольких ключевых. Затем внимание фиксируется только на ярко высвечиваемых фрагментах текста. Возможности современной кинотехники позволяют оперировать этими фрагментами так, чтобы получилось перекрытие между двумя следующими одна за другой фиксациями глаз читателя. Такой прием создатели фильма считают необходимой предпосылкой повышения скорости чтения.

Первая часть фильма обеспечивает скорость чтения до 900 зн./мин. С каждой последующей частью скорость возрастает и в конце фильма достигает 2350 зн./мин. В итоге повышается скорость каждого скачка взора по строке текста и в сумме уменьшается число таких скачков по всей строке. Из-за этого скорость чтения значительно растет.

Понимание прочитанного проверяется сразу после демонстрации фильма по ответам на 10 вопросов. Они заранее отпечатаны и сопровождаются четырьмя правильными и неправильными альтернативными ответами. Учащийся должен выбрать по одному из этого набора.

В каждом учебном тексте около 700 слов. Данные об успехах обучения заносят в персональную карточку, чтобы студент мог следить за продвижение учебного процесса. Если понимание снижается до 70%, обучающийся должен обратить внимание именно на это. Если же понимание не ниже 90%, учащийся может дальше повышать скорость.

Анализируя опыт обучения по этой методике, специалисты английского университетского центра отмечают, что собственно фильмы не являются существенной частью учебного процесса, хотя и делают курс более живым и интересным. Основное — это чтение с листа традиционной книги.

Методы быстрого чтения во Франции. Весьма своеобразно развивается быстрое чтение в этой стране. В «Курсе быстрого чтения», изданном в 1966 г. во Франции в качестве учебника, рекомендуется 15 различных аспектов правильного чтения. Ученые утверждают, что читатель должен уметь читать различными способами, которые определяются характером текста.

Летят книги

Учебник состоит из двух томов (всего 1035 страниц). В первом томе — упражнения и теория. В нем объясняется, как лучше организовать оперативную работу глаз и выработать навыки для лучшего понимания текста. Во второй том входят только контрольные тексты для упражнений с вопросами для проверки прочитанного. Один из авторов учебника — Франсуа Ришодо, инженер по профессии, полиграфист. Он самостоятельно несколько лет проводил опыты по быстрому чтению. По его подсчетам, человек обычно произносит 9 тыс. сл./ч, в течение того же самого часа он может прочитать 27 тыс. слов, а иногда и в раза больше, причем читающий быстро легко удваивает и этот норматив.

Расчет сделан по так называемому интегральному чтению (чтение полного текста), но при выборочном чтении (селективном) объем усваиваемой информации можно увеличить в 2—3 раза за то же время.

Эффективная техника быстрого чтения была изучена в педагогическом институте. Была разработана и издана методика обучения быстрому чтению карманного формата.

Французские психологи и лингвисты считают, что освоить технику быстрого чтения взрослым гораздо труднее, чем молодежи и детям, мышление которых более гибко. Технике интегрального чтения нужно учить детей в возрасте от 8 до 12 лет, технике селективного чтения — не раньше 15-летнего возраста, лучше непосредственно перед учебой в высшем учебном заведении, например в двух последних классах средней школы. Но ни в коем случае нельзя обучать обоим методам одновременно.

Методы быстрого чтения в Германии. Большой популярностью среди немцев пользуется книга Ф. Лезера «Рациональное чтение». Она содержит упражнения и контрольные тексты различной тематики, главным образом по информатике. К текстам даны вопросы и таблицы оценок. С каждым занятием повышаются требования к скорости чтения и к пониманию прочитанного.

Ф. Лезер, так же как и Э. Вуд, рекомендует избавляться от проговаривания текста при чтении, от регрессии взгляда, т. е. от движения глаз «назад», и настойчиво предлагает предварительный беглый просмотр всего текста.

Числовые данные скорости в оценочных таблицах Ф. Лезера отличаются от аналогичных данных английских и американских курсов, так как прочесть за минуту и осознать более сложные (составные) немецкие слова читателю удается в меньшем количестве, чем короткие, лаконичные английские.

Исследования в области быстрого чтения проводятся в Польше, Болгарии и других странах.

 

 

 

Секундомер