Главы

Тренировка дифференциального алгоритма чтения

Тренировочный комплекс этого урока включает три упражнения: первое развивает зрительный образ алгоритма; второе — смысловую догадку, явление, получившее название антиципации (предвосхищение); третье — предполагает медленное чтение с одновременной графической разметкой текста в соответствии с блоками дифференциального алгоритма чтения.

3.1. Зрительный образ дифференциального алгоритма чтения.

Изготовить рисунок алгоритма по образцам рис. 12, 13 и 14 в двух экземплярах. Один из них укрепить на экране мысленного взора (как сделать экран мысленного взора), другой постоянно носить с собой или укрепить перед рабочим столом. Осознать смысл и содержание каждого блока алгоритма. Хорошо представлять себе, что такое ключевое слово, смысловой ряд, доминанта.

3.2. Развитие смысловой догадки (антиципации).

  1. В статье объемом не более 6 тыс. знаков зачернить слова в начале и в конце каждого предложения. Затем прочитать статью, пытаясь восстановить пропущенные слова по смыслу. Упражнение выполняют двое учащихся, причем каждый читает текст, подготовленный другим.
  2. Читать страницу книги, закрыв последние пять букв всех строчек текста листом бумаги или линейкой. Затем закрыть начальные пять букв всех строчек и, наконец, первые и последние пять букв строчек текста, стараясь угадать закрытые части по смыслу.

3.3. Дифференциальный алгоритм чтения.

  1. В тексте объемом не более 6 тыс. знаков сделать графическую разметку каждого абзаца в соответствии с алгоритмом. Затем прочитать размеченный текст. При чтении обращать внимание только на ключевые слова.
  2. Выполнить разметку еще одного текста и затем прочитать его, стараясь выделить и записать только доминанту.

Календарный порядок тренировок

Первая половина недели

  1. Ежедневно читать 2 — 3 статьи, выполняя упражнение 3.2 (1). Излагать письменно содержание статьи по пунктам интегрального алгоритма.
  2. Ежедневно читать 15 — 20 страниц книги, выполняя упражнение 3.2 (2).

Вторая половина недели

  1. Ежедневно читать 2 — 3 статьи, выполняя упражнение 3.3 (1).
  2. Ежедневно читать 2 — 3 статьи, выполняя упражнение 3.3 (2).

В заключение цикла тренировок прочитайте контрольный Текст 3 и определите скорость чтения по известной вам формуле.

Показать Текст 3 — Объем 1230 знаков

Контрольные вопросы к тексту для проверки качества усвоения прочитанного и определения коэффициента понимания:

  1. Название.
  2. Автор.
  3. Выпускные данные.
  4. Какой проблеме посвящена статья?
  5. Где лучше всего гасить молнию?
  6. Каким зарядом заряжается поверхность капли воды при замерзании?
  7. Что представляет собой система «облако — земля»?
  8. Какие примеси добавляют в облако учёные?
  9. Какое количество примесей вводят?
  10. Доминанта статьи.

 

 

 

Секундомер