-
Недостатки традиционных методов чтенияЧтобы овладеть методом быстрого чтения, очень важно осознать причины медленного чтения…
-
Параметры памятиРазличают четыре типа памяти: зрительную, слуховую, моторную, или двигательную, и смешанную…
-
Что вы умеете?Есть люди, которые читают ушами. Это очень медленное и непродуктивное чтение. Большинство людей читают глазами…
-
Что же такое доминанта?Доминанта — главная смысловая часть текста…
-
Параметры движения глазУзнаем как двигаются глаза человека, читающего быстро и читающего медленно…
Тренировка дифференциального алгоритма чтения
Тренировочный комплекс этого урока включает три упражнения: первое развивает зрительный образ алгоритма; второе — смысловую догадку, явление, получившее название антиципации (предвосхищение); третье — предполагает медленное чтение с одновременной графической разметкой текста в соответствии с блоками дифференциального алгоритма чтения.
3.1. Зрительный образ дифференциального алгоритма чтения.
Изготовить рисунок алгоритма по образцам рис. 12, 13 и 14 в двух экземплярах. Один из них укрепить на экране мысленного взора (как сделать экран мысленного взора), другой постоянно носить с собой или укрепить перед рабочим столом. Осознать смысл и содержание каждого блока алгоритма. Хорошо представлять себе, что такое ключевое слово, смысловой ряд, доминанта.
3.2. Развитие смысловой догадки (антиципации).
- В статье объемом не более 6 тыс. знаков зачернить слова в начале и в конце каждого предложения. Затем прочитать статью, пытаясь восстановить пропущенные слова по смыслу. Упражнение выполняют двое учащихся, причем каждый читает текст, подготовленный другим.
- Читать страницу книги, закрыв последние пять букв всех строчек текста листом бумаги или линейкой. Затем закрыть начальные пять букв всех строчек и, наконец, первые и последние пять букв строчек текста, стараясь угадать закрытые части по смыслу.
3.3. Дифференциальный алгоритм чтения.
- В тексте объемом не более 6 тыс. знаков сделать графическую разметку каждого абзаца в соответствии с алгоритмом. Затем прочитать размеченный текст. При чтении обращать внимание только на ключевые слова.
- Выполнить разметку еще одного текста и затем прочитать его, стараясь выделить и записать только доминанту.
Календарный порядок тренировок
Первая половина недели
- Ежедневно читать 2 — 3 статьи, выполняя упражнение 3.2 (1). Излагать письменно содержание статьи по пунктам интегрального алгоритма.
- Ежедневно читать 15 — 20 страниц книги, выполняя упражнение 3.2 (2).
Вторая половина недели
- Ежедневно читать 2 — 3 статьи, выполняя упражнение 3.3 (1).
- Ежедневно читать 2 — 3 статьи, выполняя упражнение 3.3 (2).
В заключение цикла тренировок прочитайте контрольный Текст 3 и определите скорость чтения по известной вам формуле.
Показать Текст 3 — Объем 1230 знаков
Контрольные вопросы к тексту для проверки качества усвоения прочитанного и определения коэффициента понимания:
- Название.
- Автор.
- Выпускные данные.
- Какой проблеме посвящена статья?
- Где лучше всего гасить молнию?
- Каким зарядом заряжается поверхность капли воды при замерзании?
- Что представляет собой система «облако — земля»?
- Какие примеси добавляют в облако учёные?
- Какое количество примесей вводят?
- Доминанта статьи.