-
Определение начальной скорости чтенияПриготовьте секундомер, тетрадь, ручку. В подробном изложении вы будете читать приведенный текст, а затем отвечать на вопросы…
-
Количество читаемого текста и времениИзучение объёма читаемого текста и бюджета времени…
-
Как вы читаете?Изучив основные особенности процесса чтения и недостатки его традиционного метода, полезно провести анализ своего чтения…
-
О первом правиле быстрого чтенияПервое правило быстрого чтения: чтение без регрессий…
Нормативы скорости чтения

Мы определяем скорость чтения как количество знаков, прочитанных в единицу времени с учетом качества усвоения прочитанного. Ее можно подсчитать по формуле

где V — скорость чтения, зн./мин.;
Q — число знаков в тексте (объем);
Т — время, затраченное на чтение текста, в мин.;
К — коэффициент понимания.
Под знаком понимается каждая буква и цифра текста (кроме знаков препинания). В некоторых пособиях скорость чтения измеряется в словах. От одной единицы измерения объема текста можно легко перейти к другой, только зная соотношение между ними.
Известно, что в русском языке слова имеют в среднем по шесть букв. Если, например, скорость чтения в знаках равна 600/мин., то скорость чтения в словах будет 100/мин. (600:6). Абсолютно точно время чтения замеряют секундомером, в крайнем случае часами с секундной стрелкой.
А что такое коэффициент понимания? Нам уже известно, что быстрое чтение — это осмысленное чтение при глубоком усвоении прочитанного. В процессе обучения нужно постоянно измерять не только скорость чтения, но и качество усвоения. Как следует из приведенной формулы, скорость чтения неразрывно связана с пониманием прочитанного. Коэффициент понимания определяется анализом ответов на 10 вопросов по содержанию прочитанного. При правильном ответе на все 10 вопросов К=1, на 8 вопросов — К=0,8 и т. д.

Считаем целесообразным ограничиться одним показателем, характеризующим скорость чтения в соответствии с приведенной выше формулой. В самом деле, понятие «чтение» предполагает выполнение процесса, связанного не только с восприятием информации, но и непременно его смысловой обработкой. В связи с этим термин «скорость чтения», определяемый как «объем прочитанного текста за единицу времени», теряет всякий смысл. Отпадает необходимость также в других терминах — «гибкость», «продуктивность чтения» и т. п., которые только вводят в заблуждение неискушенных читателей. Следует постоянно помнить, что любое чтение всегда предполагает осмысление прочитанного, а раз так, то и измерение скорости чтения всегда должно быть связано с проверкой качества его усвоения.
Здесь мы ненамного прервёмся на рекламу другого полезного сервиса, позволяющего заказать написане курсовых работ любой сложности. В этом Вам поможет ресурс https://kursach.expert/
Каковы же нормативы скорости чтения? Что следует считать медленным и быстрым чтением? В табл. 1 показаны нормативы скорости чтения зарубежных источников для читающих тексты на своем родном языке. В США и некоторых других странах существует государственный стандарт скорости чтения. Прием на работу в некоторые конторы и фирмы непременно включает тестирование, предусматривающее измерение скорости чтения.
Таблица 1 |
|||
Нормативы скорости чтения |
|||
Скорость чтения |
|
Скорость чтения |
|
Английский язык |
Немецкий язык |
||
Очень низкая |
170 — 200 |
100 — 140 |
|
Низкая |
200 — 230 |
140 — 180 |
|
Средняя |
230 — 250 |
180 — 220 |
|
Быстрая |
350 — 450 |
400 — 500 |
|
Сверхбыстрая |
550 — 650 |
600 — 800 |
В нашей стране установлен государственный норматив скорости чтения для школьников начальных классов (табл. 2).
Таблица 2 |
|
Классы |
Скорость чтения, сл. / мин. |
Первый |
30 — 60 |
Второй |
90 — 110 |
Третий |
110 —140 |
Школьная реформа включает как обязательный компонент совершенствование техники чтения школьников. Основные этапы формирования навыка чтения показаны в табл. 3. Предполагается, что выпускник средней школы должен в полной мере владеть навыком быстрого чтения. Однако, как показывает опыт, этому надо учить специально, хотя бы в порядке факультатива. В новом школьном курсе «Основы информатики и вычислительной техники» методика обучения быстрому чтению должна найти свое отражение.
Таблица 3 |
||
Уровень навыка |
Классы |
Скорость чтения, сл. /мин. |
Начальный |
1 — 3 |
80 — 130 |
Развивающий |
4 — 6 |
130 — 250 |
Совершенствующий |
7 — 10 |
250 — 330 |
Многолетние наблюдения и опыт обучения позволяют установить нормативы чтения взрослых читателей (табл. 4).
Таблица 4 |
||
Вид чтения |
Скорость чтения |
|
|
сл./мин. |
зн. /мин. |
Очень медленное |
150 |
900 |
Медленное |
250 |
1500 |
Быстрое |
500 |
3000 |
Сверхбыстрое |
500 — 1000 |
3000 — 6000 |
Панорамное быстрое |
1000 — 1500 |
8000 — 10 000 |
Предлагаемая методика обучения позволяет в среднем увеличить скорость чтения в 3 раза по сравнению с первоначальной. Как правило, учащиеся достигают скорости в 3 тыс. знаков и более. При таком темпе за час можно прочитать около 100 страниц книги среднего формата.
Какова максимально возможная скорость чтения? Исследования показали, что максимальная скорость, при которой возможно полноценное усвоение прочитанного, не может превышать 1500 сл./мин (10 тыс. зн./мин). Примеры более высоких скоростей, которые приводятся иногда в зарубежной печати, или носят рекламный характер, или имеют в виду чтение типа скольжения-сканирования на повышенных скоростях.
Скорость чтения у каждого человека индивидуальна и зависит от множества факторов: активности и уровня нервно-психических процессов, темперамента, особенностей мышления и т. п. Поэтому правильнее повышать существующую скорость чтения. Наблюдения свидетельствуют, что практически любой здоровый человек сможет, овладев методом быстрого чтения по предлагаемой методике, увеличить скорость в 3 раза.