Упражнения

Что же такое доминанта?

Доминанта — главная смысловая часть текста. Она выражается своими словами, на языке собственных мыслей, является результатом переработки текста, его осмысления в соответствии с индивидуальными особенностями читателя, выявления основного замысла автора.

Блоки алгоритма составляют основу логико-семантического анализа текста, который наш мозг выполняет в процессе чтения в значительной степени подсознательно. Есть основания полагать, что эффективность такого анализа у большинства читателей не всегда высока. В самом деле, знание определенной программы еще не означает умение ею пользоваться. Умение пользоваться определенной программой еще не означает возможность ее применения на уровне автоматизированного неосознаваемого действия — навыка. Задача заключается в том, чтобы образовать именно навык, т. е. доведенное до автоматизма умение грамотно и глубоко анализировать текст в режиме быстрого чтения. Поэтапное формирование навыка и предполагает детальный разбор каждого уровня мыслительных операций при чтении текста с целью выявления его основного смыслового значения — доминанты. Эту задачу и решает дифференциальный алгоритм чтения. Он предлагает в процессе чтения в соответствии с блоками алгоритма производить логико-семантический анализ текста. Вначале выделять ключевые слова, затем построить смысловые ряды и, наконец, выделив цепь значений, сформировать доминанту. Цель такого упражнения — показать мозгу, как правильно надо понимать текст. Именно так и только так можно увидеть главное, действительно важное, проникнуть в суть вещей, явлений, излагаемых автором. Многократное повторение этого упражнения формирует новый способ кодирования, обеспечивающий затем высококачественное понимание текста в режиме быстрого чтения.

Проведем медленное чтение текста, размечая его в соответствии с блоками дифференциального алгоритма чтения. Посмотрим на примере, как используется дифференциальный алгоритм.

«Наш век не без основания называют веком статистики „Статистика— слово многозначное. Это и набор цифр, полученных определенным образом и характеризующих некоторое явление, и специальная социально-экономическая наука, и научный метод, широко применяемый как в общественных, так и в естественных науках.

В журналистской работе ко многим темам без статистики совершенно невозможно подойти. В частности, все, относящееся к вопросам народонаселения, прямо-таки основано на статистике. Относительная редкость статей на демографические темы (при громадном интересе к ним читателей и общественной важности этих тем) в немалой мере объясняется статистической малограмотностью многих журналистов, незнанием, как и с какого боку к этим вопросам можно подступиться.

Очень часто смысл цифр читателям непонятен. Один пример. Кто не слышал и не употреблял слов, средняя продолжительность жизни»? Для подавляющего большинства значение их таково: это средний возраст смерти в данное время. Однако истинный смысл их совсем иной: это средняя продолжительность жизни тех, кто родился в данном году, при условии, что на всем протяжении жизни данного поколения возрастные коэффициенты смертности будут такими же, как в год рождения. Таким образом, это величина расчетная и условная».

В этом отрывке подчеркнуты ключевые слова. Порядок обработки абзацев этого текста по алгоритму показан в табл. 6.

Таблица 6

№ абзаца Ключевые слова Смысловые ряды Значение Доминанта
1 Статистика, набор цифр, наука, метод Статистика — это набор цифр
Статистика — это наука
Статистика — это метод
Статистика — это наука и метод Журналисты должны изучать статистику для повышения качества своей работы
2 Статистическая малограмотность журналистов Многие журналисты статистически малограмотны Многие журналисты не знают статистики
3 Средняя продолжительность жизни — величина расчетная и условная Средняя продолжительность жизни — это интервал жизни группы людей одного года рождения Средняя продолжительность жизни — величина расчетная и условная

Нужно иметь в виду, что, выполняя упражнения в соответствии с блоками дифференциального алгоритма, мы тренируем мыслительные процессы как бы расчленено, замедленно и по частям. При чтении они, разумеется, протекают иначе — быстро, одновременно и в значительной мере подсознательно. Но чтобы навык такого чтения стал автоматизированным и мгновенным, тренировать его нужно дифференцированно.

Размечая текст по блокам алгоритма, мы с карандашом в руках прочитываем его три раза. При первом чтении подчеркиваем только ключевые слова. Как видно из приведенного выше примера, не все слова текста являются ключевыми, а только те из них, которые будут использованы для последующих построений. Второе чтение используем для построения смысловых рядов: удобно записывать их на отдельном листочке. И, наконец, читая текст в третий раз, а точнее, смысловые ряды, формируем значения, из которых складывается затем доминанта. Здесь любопытно провести некоторую аналогию с рекомендациями, которые давали просветители прошлого века для чтения. Так, Я. Б. Княжнин советовал: «Читается трояким образом: первое — читать и не понимать; второе — читать и понимать; третье — читать и понимать даже то, что не написано».

Формируя доминанту, мы как раз и решаем задачу поиска именно того, что, как говорят, содержится между строк. Выполняя упражнения, рекомендуемые дальше, вы убедитесь также, что избыточность текста — вполне реальное осязаемое явление. Действительно, из всего многообразия слов текста после его графической произвольной разметки в соответствии с алгоритмом остается очень небольшая часть — «сухой остаток», который и составляет основное смысловое содержание. Будучи осмыслен читателем, этот «остаток» преобразуется и принимает вид лаконичного выражения — доминанты.

Пример зрительного дифференциального алгоритма чтения в виде системы облаков
Рис. 13. Пример зрительного дифференциального алгоритма чтения в виде системы облаков

При разработке дифференциального алгоритма мы не предполагали, что может быть дано зрительное описание его, так как сама идея дифференциального алгоритма, казалось бы, исключала такую его трактовку. Однако слушатели курсов предложили оригинальное решение зрительного образа алгоритма, что, несомненно, способствует лучшему его пониманию и облегчает его практическое освоение. На рис. 13 алгоритм показан в виде системы облаков. Первые облачка — ключевые слова — разряжаются мелким дождем. Затем они сливаются и образуют облака смысловых рядов, что выражено в крупных каплях, и, наконец, третий образ — туча, которая вмещает в себя все предыдущие облака — туча значения и проливается еще более крупными каплями, а возможно, и градом. Концентрируется смысловая энергия — доминанта текста. На рис. 14 показан еще один пример зрительного представления алгоритма, который не требует пояснения.

Зрительный образ дифференциального алгоритма чтения
Рис. 14. Зрительный образ дифференциального алгоритма чтения

Мы рекомендуем читателям придумать и изготовить подобные рисунки.

Настоящее овладение дифференциальным алгоритмом наступает тогда, когда процесс автоматизирован, т. е. его действие не осознается и осмысление текста происходит как бы само собой. Вот впечатления одного из слушателей курсов быстрого чтения: «Слова бегут, словно титры в кино, и понять суть удается иногда как-то   вдруг, зацепившись за какое-то ключевое слово, потом еще такое же слово и, наконец, чувствую, что понимаю главное, и значит многие пустые слова, которые вижу, могут проскользнуть без потерь, могу их пропустить. Когда текст бывает очень интересным, чувствую, что отключаюсь от внешнего мира и тут поразительно быстро читаю, все понимаю, запоминаю, и все это сопровождается яркими зрительными образами, картинами. Сущность содержания текста, его смысл и значение выступают тогда ярко и выпукло. Как бы говоришь себе: так вот в чем тут дело, это основное, главное, особенное, ради чего читал, трудился, тратил время».

Дифференциальный алгоритм чтения, определяющий процессы понимания текста, является важнейшим среди приемов техники быстрого чтения. Понять текст значит не только усвоить его содержание, но и запомнить его. В начале урока мы приводили притчу из памятника древности «Калила и Димна». Рассказ о важности понимания текста мы заканчиваем ее продолжением, где еще раз с других позиций обсуждается важность этой проблемы: «…Надлежит и читателю этой книги внимательно устремлять взор в нее, чтобы не оказаться подобным одному рыбаку, который был у какого-то залива. Однажды он находился в воде за ловлей, как вдруг заметил раковину и вообразил, что это нечто. Он кинул сеть, которая захватила рыбу, бывшую недалеко, выпустил ее и сам бросился в воду, чтобы достать раковину. Когда же он ее вытащил, то увидел, что была пустой, а не такой, как он думал. И он раскаялся тогда, что оставил находившееся в руках, и горевал о том, чего лишился. На другой день он отошел от этого места и забросил сеть: он поймал маленькую рыбу и старался ее захватить. Опять он увидел дорогую раковину, но даже не повернулся к ней, плохо о ней подумал и оставил ее. По этому месту проходил другой рыбак, нашел ее и взял. Он обнаружил в ней жемчужину, которая стоила больших денег. Первый очень огорчился и до крайности раскаялся в том, что оставил такую ценную раковину. Таковы глупцы, которые пренебрегают размышлением… не останавливаясь над тайнами ее смысла и хватаясь за внешность вместо содержания».

 

 

 

Секундомер