Упражнения

Структура дифференциального алгоритма чтения

При чтении текста мозг формирует «свою трактовку содержания» того, что читается. Происходит перекодирование сообщения на язык собственных мыслей читателя. Мозг выделяет «ядерное», сущностное значение из текста. Однако не всегда эта программа используется эффективно. Вместе с тем только при осмысленном, внимательном чтении текст понимается глубоко и полно. Из этого следует, что при обучении методам быстрого чтения учат произвольно использовать эту принципиально важную программу работы мозга.

Спонсором данной статьи выступает Блог для репетиторов, на котором подробно разбирается такая статусная и доходная профессия, как репетиторство. Большинство репетиторов даже не представляют какие возможности перед ними открывает технологическая и пространственная свобода.

Как показали эксперименты, знание и умелое применение некоторых упражнений дают возможность извлекать «ядерное» значение в тексте быстро и надежно. Эти упражнения основаны на использовании дифференциального алгоритма чтения.

Как мы знаем, интегральный алгоритм чтения облегчает поиск нужной информации в тексте в целом. Для каждого отдельного предложения и абзаца подобную программу, конечно, составить нельзя. Однако для активизации чтения нужно заранее знать, что прежде всего следует отыскивать в каждом смысловом отрезке текста. Для этого и разработан дифференциальный алгоритм чтения (рис. 12).

Дифференциальный алгоритм чтения
Рис. 12. Дифференциальный алгоритм чтения

С его помощью можно разбивать каждый формально самостоятельный фрагмент текста на отдельные логические элементы (потому алгоритм и назван дифференциальным). Под отдельным логическим смысловым отрезком текста в данном случае мы понимаем каждый смысловой абзац текста. Следует помнить, что печатный и смысловой абзацы могут не совпадать. Для облегчения последующей работы рассмотрим каждый из блоков алгоритма отдельно.

Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия. Очень редко выступают в этой роли и местоимения, которые лишь замещают уже употребляемое ранее в тексте предметное (ключевое) слово. Очень часто смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.

Смысловые ряды, состоят из комбинаций ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде понять истинное содержание абзаца текста. Именно смысловые ряды являются основой «золотого ядра» содержания текста. Они бывают трех основных видов: именные, предикативные, фактографические.

Именной смысловой ряд обеспечивает функцию так называемой номинации, т. е. он дает наименование основному действующему лицу, предмету, например: «старый мастер». Именной смысловой ряд — это всегда пара слов, свернутая логическая конструкция, которая состоит из имени существительного и имени прилагательного. Имя прилагательное дает дополнительное определение: «мастер молодой», «мастер веселый». Обычно в сообщении бывает до трех прилагательных-определителей при одном существительном. Пример именного ряда слов:

Именной ряд слов

Предикативный смысловой ряд показывает, что делает или что делается с предметом. Он бывает трех видов. Одноместный предикат: «мастер чеканит». Двухместный «мастер чеканит монету» — действие переходит на второй предмет, от мастера на монету. Трехместный: «мастер чеканит монету заказчику» — действие переходит на третий объект, на заказчика.

Пример трехместного предикативного смыслового ряда:

Трехместный предикативный смысловой ряд

Фактографический смысловой ряд дает количественно-размерные, весовые и другие физические и техноэкономические характеристики и параметры объектов, процессов и явлений. Например: «мастеру 30 лет», «у мастера семья из 4 человек», «монета имеет вес 5 г» и т. п.

Пример фактографического смыслового ряда:

Фактографический смысловой ряд

Таким образом, при чтении любого текста сознание соединяет ключевые слова в лаконичные, свернутые выражения смысловых рядов, несущие основной замысел автора. Текст как бы сжимается мгновенно мысленно конспектируется. В нем остаются только зерна смысла, «золотое ядро» на уровне непрерывных цепочек пар слов.

Но это только промежуточный этап свертки текста. Ключевые слова и смысловые ряды выявляются в самом тексте, который пока претерпевает лишь как бы количественные преобразования — сжимается, компрессуется. Однако кроме количественного анализа сообщение всегда подвергается и качественному преобразованию. Эта интеллектуальная операция соответствует третьему блоку алгоритма — выявлению значения. Замечено, что содержание прочитанного при пересказе люди почти никогда не излагают слово в слово. Мозг перекодирует воспринятое сообщение в соответствии с собственным опытом, собственной программой. Такое перекодирование происходит уже в самом процессе чтения. Этим как раз и отличается активное, омысленное продуктивное восприятие текста от механической зубрежки. 

На основе смысловых рядов мозг как бы формулирует сообщение самому себе, придавая ему собственную, наиболее удобную и понятную форму. Таким образом, третий блок алгоритма отражает заключительный процесс перекодирования — выявление ядерного значения содержания текста. Решить эту задачу значит сформулировать и усвоить действительное значение того, что хотел сказать автор в конкретном отрывке. Выявление истинного значения (доминанты), таким образом, и является основной задачей чтения.

 

 

 

Секундомер