-
Определение начальной скорости чтенияПриготовьте секундомер, тетрадь, ручку. В подробном изложении вы будете читать приведенный текст, а затем отвечать на вопросы…
-
Количество читаемого текста и времениИзучение объёма читаемого текста и бюджета времени…
-
Как вы читаете?Изучив основные особенности процесса чтения и недостатки его традиционного метода, полезно провести анализ своего чтения…
-
О первом правиле быстрого чтенияПервое правило быстрого чтения: чтение без регрессий…
Быстрое чтение и артикуляция — несовместимы
Слова или язык, как они пишутся или произносятся, не играют никакой роли в моем механизме мышления. Психические реальности, служащие элементами мышления, это некоторые знаки или более или менее ясные образы, которые могут быть «по желанию» воспроизведены и комбинированы.
А. Эйнштейн
Материальный источник данной статьи: Master in General Management от РАНХиГС — это обучение для руководителей высшего звена, которое сочетает в себе преимущества MBA и Executive MBA. Эта бизнес-программа предоставляет образование для топ-менеджмента, основанное на практических знаниях и бизнес-курсах. Благодаря этой программе, директоры и руководители могут повысить свои профессиональные навыки и получить более широкий взгляд на современные тенденции в бизнесе.
Артикуляция — главный враг быстрого чтения. Выполняя упражнение с выстукиванием ритма, вы убедились в том, что подавление артикуляции при таком способе чтения вызывает перестройку механизма мышления. Какова же природа этого упражнения? Внешне, казалось бы, очень простое, оно вызывает глубинные преобразования в структуре умственных действий. В мозгу происходят сложнейшие интегративные процессы. Изменяется сама процедура приема и переработки информации. Совершенно иначе организуются понимание и запоминание прочитанного.
Давайте попробуем разобраться в этом. Как мы уже отмечали, чтение тесно связано с речью. Именно от ее организации, а точнее, от реализации внутриречевых процессов зависит скорость и эффективность чтения. Доктор психологических наук Т. Н. Ушакова отмечает, что речь представляет собой «некоторый аппарат, переводящий смысл в слова, причем этот аппарат находится в тесной связи с сознанием и эмоциями человека; важной его особенностью является наличие в нем языковой системы, производимой сообществом людей и индивидуально усвоенной и используемой каждым человеком»
Исследования психологов позволяют по-иному взглянуть и на понятие внутренней речи, которая является центральной в психологии чтения. Как отмечает Т. Н. Ушакова, термином «внутренняя речь» обозначается психофизиологический процесс, который характеризуется активизацией речевых механизмов при отсутствии выраженных речевых проявлений (внешней речи). Внутриречевые процессы качественно отличны от внешней речи и образуют ее необходимую основу. Наиболее веским основанием для этой точки зрения служит тот фундаментальный факт, что обычная речь человека выражает определенный смысл и использует ранее усвоенный язык с его системой знаний и правил. Чтобы ее организовать по правилам языка и в соответствии со смыслом, который человек хочет выразить, необходим специальный интегративный процесс (на нынешний день для науки глубоко таинственный). Этот процесс происходит посредством механизмов, сложившихся в мозгу человека при усвоении языка и речевого опыта и опережает произносимую речь, по отношению к которой он является скрытым, внутриречевым. Чтение представляет собой обратный процесс — прием (усвоение) письменной речи, что позволяет говорить о полной аналогии с процессом порождения (говорения) речи.
Внутриречевые процессы по своим характеристикам не могут быть идентичны внешней речи (т. е. быть «проекцией внешней речи»), потому что они «порождают» произносимую речь и сами организуются в соответствии с законами работы мозга, законами высшей нервной деятельности человека. Тот случай, когда человек «про себя» произносит внутренние монологи, представляет особый вариант речи, по существу, мало отличный от громко произносимой и вряд ли даже заслуживающей названия внутренней речи. Он представляет собой не что иное, как пример чтения с ярко выраженной артикуляцией.
По своей физиологической сути внутриречевые механизмы осуществляют функцию анализа и синтеза речевых сигналов. Одним из важных моментов является интеграция физиологических механизмов, сформированных в мозгу человека в прошлом опыте, при усвоении языка, с теми процессами, которые возникают в текущий момент под воздействием непосредственных впечатлений. Скрытые внутриречевые процессы образуют обширную область психофизиологических явлений, имеющих отношение к важнейшим функциям психики человека. Это еще раз подтверждает фундаментальность понятия «внутренняя речь» для процесса чтения.
Вместе с тем, как считают ведущие российские психологи, внутренняя речь хотя и связана с внешней самым тесным образом, однако закономерности преобразования первой во вторую до сих пор еще не ясны. Так, А. Н. Соколов пишет, что нейрофизиологический механизм внутриречевых процессов все еще остается недостаточно изученным.
Для анализа процессов внутренней речи психологи разработали модель, которую назвали «вербальная сеть» (от латинского verba — речь). Что это такое? Под данной моделью следует понимать объединение, интеграцию базовых элементов внутренней речи с другими множественными временными связями и структурами головного мозга.
Согласно гипотезе Т. Н. Ушаковой, «вербальная сеть» является базой, на которой происходят закономерные изменения состояний. В ходе этих процессов активизируются одни структуры «вербальной сети» и тормозятся другие. Через специальный перекодирующий механизм внутри-речевые процессы трансформируются в команды артикуляторным органам и превращаются во внешнюю речь. Такие механизмы являются общими для всех людей. Есть основания полагать, что рассмотренная «вербальная сеть» участвует в реализации всех видов речевой деятельности человека, в том числе и процесса чтения. Единым звеном всех видов речевой деятельности является, таким образом, «вербальная сеть», представляющая собой естественную матрицу речевого опыта человека.
Если говорить о специфике процессов, происходящих в разобранной «вербальной сети» при выполнении упражнения «выстукивание ритма», то очевидно, что их следует, искать в перекодирующих механизмах или в реализации различных способов кодирования сигналов, при обработке поступающей в процессе чтения в мозг информации. Чтение с одновременным выстукиванием ритма ставит мозг в условия, когда нужно решать типовые мыслительные задачи, но привычные средства их реализации отсутствуют. В этом состоянии мозг формирует новый нейродинамический код, обеспечивающий выполнение всего комплекса задач, связанных с чтением, но уже на качественно другом уровне. Как отметил А. А. Леонтьев, в этом случае «формируется какой-то другой код», основанный на зрительных или каких-то иных представлениях.
Многолетние наблюдения процессов подавления артикуляции при чтении убедили нас в том, что каждый обучающийся, правильно выполняющий упражнение «выстукивание ритма», последовательно проходит определенные этапы — фазы освоения упражнения. Предваряя вопросы о трудностях, которые встретятся при его выполнении, необходимо разобраться в особенностях упражнения, чтобы эффективно решать задачу сокращения артикуляции. При этом будем опираться на рассмотренные модели и закономерности речевого общения. Понимая условность разбираемой ниже модели преобразований в структуре умственных действий, мы считаем ее анализ чрезвычайно полезным для обучающихся, ибо он дает наглядное представление о действительной эффективности упражнения с выстукиванием ритма. Кроме того, эта модель позволяет контролировать выполнение упражнения, видеть свои ошибки и недостатки.