Упражнения

Читать быстрее должен каждый

Вместо заключения

Мы живём в постоянно изменяющемся мире, переживающем третью научно-техническую революцию, и не можем стоять в стороне от перемен, происходящих не только в технике, науке, на производстве, но и в сознании людей. Каждый из нас должен откликнуться, совершив маленькую революцию в самом себе, преодолев инерцию своего мышления, сложившиеся стереотипы. Техника быстрого чтения – реальный путь решения этой задачи.

Чтение является неотъемлемой частью обучения, воспитания, образования и практической профессиональной деятельности человека. Навыками элементарного чтения в детстве и начальной школе овладевают под руководством родителей и учителей. Дальнейшее развитие культуры чтения происходит постепенно, при этом с разной успешностью. Если на какой-либо ступени развития человека, особенно в начале учения, возникают проблемы в чтении, то психологический груз этих недочётов человек проносит до конца жизни.

Обучение Технике Быстрого Чтения в школьные годы

Чтение как вид речемыслительной деятельности отличается высоко интегративными связями со всеми видами труда и всеми высшими психическими функциями человека. Отсюда его огромные адаптационные возможности в разнообразных формах жизнедеятельности и социальных взаимодействиях человека. Несовершенство навыков чтения оказывает воздействие на формирование личности и интеллекта, на интересы и познавательные потребности, духовную сферу человека, на качество его профессиональной деятельности и подготовки. Между тем руководство развитием и совершенствование чтения пока остаётся слабо управляемой зоной. После начальной школы чтению практически нигде не учат.

Психолого-педагогический анализ проблем чтения с точки зрения его продуктивности и интенсификации показывает, какие резервы имеются в возможности его активизации. Можно с уверенностью сказать, что многие проблемы современной педагогики, среднего образования, профтехобразования, вузовской подготовки и производственной педагогики связаны с отставанием в формировании общих умений читать и учиться.

Интерес к средствам и способам интенсификации чтения в последние десятилетия возник в среде студенческой молодёжи. Исследования позволили значительно расширить и углубить представления о возможностях социально-педагогического воздействия в руководстве чтением в целях ускорения адаптации современного человека к учению и труду. Всё большее развитие получает тенденция признания непрерывности образования. Как отмечал доктор филологических наук А. Иезуитов: «Cегодня нельзя уже рассматривать знания как нечто приобретённое раз и навсегда, как богатство, накопленное в школе. Современному человеку мало знать и уметь, нужно непрерывно пополнять свои знания».

Основным отражением происходящих в окружающем мире изменений является информация, сроки обновления которой неуклонно сокращаются. В России и других странах формируется принципиально новое понятие – национальные информационные ресурсы. Они становятся такими же основными ресурсами страны, как материалы и энергия. На одном из первых мест стоят работы по созданию банков данных, искусственного интеллекта. Организация обучения в школах, техникумах, высших учебных заведениях должна быть нацелена прежде всего на улучшение творческих способностей человека. Поэтому центр внимания по подготовке специалистов всех категорий должен переместиться на творческое восприятие и использование новой информации, быстрый учет непрерывно меняющихся новых представлений и тенденций в обществе, науке и технике.

Как отмечают специалисты, в современных условиях все более увеличивается разрыв между возрастающей сложностью окружающего мира и способностью человека правильно осознать эту сложность. Выход представляется в активизации нерас­крытых потенциальных возможностей человека, развитии его творческого видения, его способностей к обучению, которые могут быть значительно улучшены по сравнению с существующим уровнем. Творческие способности человека уже сейчас значительно расширены кибернетическими устройствами. В будущем, как показывают исследования по искусственному интеллекту, человек будет работать не с потоками информа­ции, а с суждениями и понятиями. Готовиться к такому режиму работы нужно уже сегодня. Как мы уже знаем, техника быстро­го чтения предполагает работу с текстами как раз на уровне суждений и понятий, свернутых в доминанту.

Наконец, необходимо отметить важную роль быстрого чте­ния в подготовке операторов электронных вычислительных машин. Введение нового курса информатики и вычислительной техники в средней школе расширяет возможности примене­ния вычислительных машин в различных видах деятельности. Однако совершенствующаяся вычислительная техника предъ­являет все большие требования к работающему с ней человеку.

Это далеко не полный перечень направлений, в которых применение техники быстрого чтения дает ощутимые результаты. Расширение обучения, привлечение внимания к методике новых специалистов обнаружат новые сферы использования техники быстрого чтения.

Магия и Книги

Завершая рассказ о технике быстрого чтения, приведем высказывания Аббаса Махмуда Аль-Аккада. В эссе «Часы, проведенные среди книг» он писал: «Наставники говорят тебе: „Читай то, что приносит тебе пользу“. А я говорю: «Нет. Извлекай пользу из самого чтения, ибо как узнаешь ты, какую пользу принесет тебе книга прежде чем ты прочтешь ее?»

Читатель, который читает лишь изысканные книги подобен больному, который ест лишь изысканные кушанья. Это указывает, скорее, на болезнь желудка, нежели на хороший вкус.

< . . . >

Кто понял, что прочесть книгу вовсе не значит пробежать ее глазами и что разобраться в ней вовсе не значит просто заучить наизусть ее страницы, тот, без сомнения, должен перечитывать книгу как можно чаще, потому что книга, которую прочел дважды, глубже и значительней двух книг, которые ты прочел один раз.

Знай также, что нет книги дороже и прекраснее, чем та, которую тебе не терпится тотчас же перечесть, и нет книги более пустой и ничтожной, чем та, что ты закрываешь с легким сердцем, чтобы более к ней не возвращаться.

Когда я читаю, то придерживаюсь правила извлекать из каждой страницы таящуюся в ней мысль…

Теперь ты знаешь, что я думаю о книгах, как я читаю. Давай же читать!»

Давайте и мы последуем мудрому совету писателя. Давайте читать. Читать с каждым днем все быстрее и быстрее, совершенствуя навыки и приемы техники быстрого чтения. Перед нами огромный и еще не изученный мир знании, скрытый в книгах. Быстрое чтение — мощный и современный инструмент познания окружающего нас мира. Смелей используйте его. Желаем вам успеха на этом пути.

 

 

 

Секундомер