Главы
  • Быстрое чтение и артикуляция — несовместимыВ этой главе Вы узнаете, как в ходе обучения быстрочтению изменяется сам механизм приема-переработки информации…
  • Модель процесса чтенияПроцесс чтенияПри исследовании сложных процессов в природе и обществе современная наука широко использует метод моделирования.
  • Когда и где используется быстрое чтениеДва крайних взгляда на способ чтения. В каких случаях желательно читать быстро?
  • Что вы умеете?Есть люди, которые читают ушами. Это очень медленное и непродуктивное чтение. Большинство людей читают глазами…
  • Чтение и мозгГоловной мозг человека компактен, обладает небольшой массой и поразительно незначительным расходом энергии…

Опыт с маятником

Для того чтобы увидеть конкретное проявление идеомоторного акта, проведем небольшой опыт. Сделайте маятник из нитки длиной 15 — 30 см и небольшого предмета, например ключа, привязанного к одному концу нитки. Нарисуйте на листе бумаги круг, разделенный на четыре сектора двумя пересекающимися под прямыми углами линиями, как это показано на рис. 7.

Опыт с маятником
Рис. 7. Опыт с маятником

Если поставить локоть руки на стол и взять свободный конец нитки большим и указательным пальцами, то маятник будет совершать произвольное движение по отношению к кругу в том направлении, на котором вы сосредоточились, образ которого вы представили себе с особой точностью. Вот вы представили себе движение маятника по часовой стрелке, по нарисованному на бумаге кругу (поз. 1). Висящий предмет действительно начинает такое движение, хотя вы держите конец нитки совершенно спокойно. Представьте себе предельно точно любое движение маятника, сконцентрируйтесь на этом представлении (например, поз. 2, 3 или 4). Как бы спокойна ни была ваша рука, маятник начнет совершать ожидаемое движение.

У одних этот опыт получается сразу, если они пристально смотрят на груз и сосредоточивают себя на представлении, как этот груз должен двигаться; у других эксперимент проходит лучше, если они представляют желательное движение маятника с закрытыми глазами.

Этот опыт служит убедительным доказательством реального существования идеомоторного акта — мысленно воображаемые образы вызывают физические реакции организма, реализующие эти образы. Хотелось бы напомнить читателям, что указанное явление лежит также в основе системы аутогенной тренировки, рекомендуемой нами для повышения эффективности занятий. Методы идеомоторной тренировки широко используются спортсменами, когда они мысленно представляют себе сложные комбинации движений, которые предстоит выполнить, и доводят их до совершенства.

Эффективность идеомоторной тренировки в значительной мере зависит от психологических особенностей. Хорошо бы вам изучить их. По способам ориентировки в пространстве людей можно условно разделить на два типа: зрительный и моторный. Решающее значение для людей первого типа имеют зрительные ориентиры, а для второго — мышечные ощущения и чувство направления силы тяжести. Люди зрительного типа при мысленном выполнении действий опираются в основном на зрительные представления. Необходимо отметить, что люди этой категории имеют некоторые преимущества в освоении техники быстрого чтения, поскольку роль воображения, представления здесь исключительно велика. Люди второго типа опираются на двигательную память и воображаемые ощущения движений.

Для успешного освоения техники быстрого чтения, развитие воображения, наглядности, образных представлений — чрезвычайно важны. Эту задачу и выполняют упражнения идеомоторной тренировки.

 

 

 

Секундомер