Главы
  • Зрительное восприятие текстаБлагодаря зрению человек получает более 90% всей информации об окружающем его мире…
  • Пять способов чтенияЕстественно, что быстрое чтение имеет физические границы применения…
  • Чтение и мозгГоловной мозг человека компактен, обладает небольшой массой и поразительно незначительным расходом энергии…
  • Что такое быстрое чтение!История развития человеческого общества — это прежде всего история развития и формирования сокровищницы знаний…
  • Нормативы скорости чтенияМы определяем скорость чтения как количество знаков, прочитанных в единицу времени…

Лабиринт

Упражнение выполняется в паре. Один из участников с помощью устных указаний — команд «заводит» своего партнера в воображаемый лабиринт, схему которого (рис. 8) он держит перед собой, но не показывает своему «ведомому». Всего используется три команды. Первая, обозначающая вход в лабиринт,— «Прямо!». Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды «Направо!» или «Налево!», после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону. Пройдя лабиринт, «ведомый» должен развернуться на 180° и мысленно выйти из него, вслух сообщая обо всех перемещениях (посредством тех же трех команд). Все это время «заводящий» по схеме контролирует путь партнера. Если «ведомый» справился с заданием успешно, ему предлагается новый лабиринт с большим количеством поворотов и так далее. Затем партнеры меняются местами. Выполняя упражнение, постарайтесь анализировать свои действия. Это поможет разобраться в особенностях своего мышления. Если у вас преобладает зрительная ориентировка в пространстве, то при выполнении упражнения вам легче будет использовать образ воображаемого человечка, который, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем, у кого преобладает моторный тип, этого бывает недостаточно. Для того чтобы определить, где же это «налево», а где «направо», они вынуждены каждый раз представлять себя самого на месте «человечка», мысленно влезать внутрь лабиринта и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе различные движения, люди с моторным типом ориентировки не столько видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя выполняющими их.

Упражнение «Лабиринт»
Рис. 8. Упражнение «Лабиринт»

Обучающийся, обладающий такой особенностью, может продуктивно использовать идеомоторную тренировку для овладения новой техникой чтения и ее совершенствования. Например, реальный результат это дает уже при отработке первого правила быстрого чтения: «читать без регрессий». Вот что писал один из наших учеников: «Двигаюсь по тексту только вперед. Контролирую движение глаз, как в лабиринте, постоянно помню: „никаких возвратных движений“. Ощущение постоянного движения вперед и только вперед по тексту приносит удовлетворение».

Обучающемуся со зрительным типом идеомоторная тренировка может помочь преимущественно при запоминании сложных умственных действий, связанных, например, с представлением и заполнением блоков интегрального алгоритма чтения и многих других приемов техники быстрого чтения. Как уже отмечалось, «зрительный тип» легче осваивает технику быстрого чтения. Поэтому мы рекомендуем обучающимся «моторного типа» всячески развивать свое воображение в процессе идеомоторных тренировок. Предлагаем еще одно простое упражнение для развития этого качества…

 

 

 

Секундомер