УЧИТЬСЯ — ДОЛГ РУКОВОДИТЕЛЯ
Высокая это честь и огромная ответственность — стоять во главе коллектива. Люди, которым доверяют руководство предприятием или учреждением, как правило, отличаются идейностью широкими познаниями в своей области, необходимым опытом и чувством нового. Они призваны вести дело в предпринимательском духе, быть не только способными организаторами, но и умелыми воспитателями. Все это приобретает особое значение сейчас, когда в центр экономической политики нашего государства выдвинуты задачи повышения эффективности производства и качества работы.
<…> Страна вырастила огромную армию талантливых, квалифицированных организаторов производства. Много лет, например, успешно руководят коллективами генеральный директор Московского производственного электромашиностроительного объединения «Динамо» герой труда К. Д. Петухов, директор Бердянского завода дорожных машин М. Н. Губанов, директор Ленинабадского шелкового комбината X. Бакаева, председатель колхоза «Родина» Советского района Курской области герой труда В. М. Репринцев. В стиле их работы есть общие черты: умение опереться на знания, опыт и творческий труд специалистов, всего коллектива, стремление видеть перспективу.
К подбору и воспитанию кадров организации и ведомства подходят все более взыскательно. Однако растущие масштабы производства, сложность решаемых задач диктуют необходимость последовательно улучшать работу с кадрами. Ведь поспевать за научно-техническим прогрессом, успешно вести дело невозможно без освоения науки управления, передового опыта, без постоянного обновления специальных знаний, ибо при нынешних темпах роста информации происходит их быстрая «амортизация», моральное старение. Долг каждого руководителя — настойчиво овладевать достижениями экономической теории, поднимать свою деловую квалификацию.
Возможности для этого велики. В стране сложилась и совершенствуется система учебы руководящих кадров. Действуют десятки отраслевых и межотраслевых институтов повышения квалификации, многочисленные факультеты при вузах. Массовыми стали курсы усовершенствования, где ежегодно обучается свыше миллиона человек. И очень важно, чтобы в каждом из этих звеньев работники знакомились с передовой практикой хозяйствования, новейшими достижениями науки и техники.
Благоприятные возможности созданы и для учебы в процессе работы. Повсеместно созданы общественные институты экономических и технических знаний, проходят семинары и научно-практические конференции по актуальным проблемам, дни науки.
Однако и при нынешнем размахе учебной сети главный путь для непрерывного пополнения, обновления знаний — самообразование. К услугам руководящих кадров — обширная экономическая и научно-техническая литература, бюллетени информационных служб, специальные журналы, (Интернет, в конце концов). Немалую пользу приносят деловые связи с научными и научно-исследовательскими учреждениями, конструкторскими бюро. Ответственность, налагаемая управлением организацией, побуждает к самостоятельной работе над источниками знаний и информации всех руководителей.
Ценная форма учебы кадров — глубокое ознакомление с опытом передовых коллективов. Так, Старооскольский райком партии Белгородской области уже много лет организует изучение председателями колхозов и директорами совхозов достижений лучших хозяйств страны. Побывали, скажем, старооскольцы в колхозе имени Ленина Новомосковского района Тульской области, где внедрены комплексная механизация в животноводстве, прогрессивная технология содержания скота, и применили новшества у себя. Эффект налицо: в хозяйствах значительно снизилась себестоимость производства мяса, молока.
Вопросы повышения теоретического уровня и квалификации кадров занимают особое место в деятельности страны. Прошедшее в нынешнем году собрание представителей стран СНГ, расставило приоритеты на повышение эффективности производства и качества работы.
Одна из важнейших задач сегодня — последовательно, изо дня в день воспитывать у каждого хозяйственного руководителя высокую принципиальность, критический подход к делам, постоянное стремление к совершенствованию управления производством. Правильно поступают там, где бескомпромиссно осуждают самодовольство и самоуспокоенность, высокомерие и зазнайство отдельных работников.
(Правда. 20 сентября 1977 г.)