Упражнения

Параметры движения глаз

Для выявления рациональной техники движения глаз посмотрим, как двигаются глаза человека, читающего быстро и читающего медленно. Специальная аппаратура  (рис. 20) позволяет детально исследовать движения глаз во время чтения.

Аппарат для записи движения глаз
Рис. 20. Аппарат для записи движения глаз

Испытуемый читает контрольный текст, размещенный на наклонной панели. Одновременно лучи света, отражаемые от глаз, фиксируются на движущуюся кинопленку. Кинограммы движений глаз при чтении контрольных текстов (рис. 21) показывают различия в движении взора при медленном чтении пяти строк текста, состоящего из 50 слов (слева), и быстром чтении за тот же период двух страниц текста объемом 700 слов (справа).

Движения глаз в процессе чтения
Рис. 21. Запись движения глаз в процессе чтения

Анализируя эти и другие кинограммы, можно заметить, что каждая вертикальная линия представляет собой фиксацию глаза в процессе чтения, во время которой и происходит непосредственное восприятие информации. Горизонтальные линии — это движения глаз между фиксациями, непродолжительные по времени. В левом фрагменте кинограммы глаза движутся по строкам текста и проходят каждую из них за 10—15 фиксаций, затем взгляд возвращается к началу следующей строчки. И так повторяется 5 раз.

Процесс чтения в обобщенном виде графически представляет собой как бы параллельные лестницы, следующие одна за другой. В правом фрагменте кинограммы показана запись движения глаз при скорости чтения в 4 раза больше, чем в левом фрагменте. Общее число фиксаций здесь такое же, как и в кинограмме левого фрагмента. Однако за тот же промежуток времени в правом фрагменте прочитано в 14 раз больше слов (2 страницы текста). Сравнительный анализ этих двух кинограмм позволяет установить следующие основные параметры движения глаз в процессе чтения, определяющие скорость восприятия: число фиксаций глаз на 100 слов текста; число слов, воспринимаемых за одну фиксацию; длительность фиксации; число регрессий на 100 слов текста.

Большой комплекс работ по исследованию движения глаз выполнил русский исследователь профессор А. Л. Ярбус. Разработанная им методика позволяет с помощью специальной резиновой присоски с зеркальцем, укрепляемой к поверхности глазного яблока, фиксировать особенности движения глаз при различной умственной работе. На рис. 22 показана одна из первых записей А. Л. Ярбуса.

Увы, мой стих не блещет новизной,
Разнообразьем перемен нежданным
Не поискать ли мне тропы иной.
Приемов новых, сочетаний странных?

Я повторяю прежнее опять,
В одежде старой появляюсь снова.
И кажется, по имени назвать
Меня в стихах любое может слово.

Все это оттого, что вновь и вновь
Решаю я одну свою задачу:
Я о тебе пишу, моя любовь,
И то же сердце, те же силы трачу.

Все то же солнце ходит надо мной,
Но и оно не блещет новизной.

Рис. 22. Запись движения глаз при чтении стихотворения

Испытуемым был студент со средними способностями чтения. Одна из записей сделана на неподвижную фотобумагу (слева внизу), а другая — при помощи фотокимографа на движущуюся осциллографическую бумагу (справа). Все 14 строк сонета В. Шекспира студент прочел за 47 с.

Изучая вторую запись, легко обнаружить, что при чтении продолжительность фиксаций определяется в 0,2— 0,4 с и для данного испытуемого в среднем равна 0,3 с. При чтении общий характер движений глаз (взора) остается тем же, что и при рассматривании других неподвижных объектов, если не считать совершенно естественную упорядоченность и последовательность движений глаз вдоль строк текста. На той же записи видно, что чтение каждой строки заканчивается продолжительной фиксацией (или двумя слитыми фиксациями), в среднем равной почти целой секунде. Такие фиксации соответствуют более продолжительному процессу осмысливания прочитанного, в данном случае строки. Здесь читатель как бы ставил логическую точку. Продолжительные фиксации типа логической точки встречаются при чтении любого текста, длина их тем больше, чем сложнее текст, чем больше мыслей, ассоциаций, представлений вызывает воспринятое слово или строка.

Изучение движения глаз является объектом пристального внимания психофизиков, физиологов, психологов и специалистов в области нейрокибернетики. Достижения отечественных исследователей обобщены в монографии Ю. Б. Гиппенрейтер «Движения человеческого глаза».

Анализ исследований специалистов, изучающих движения глаз при чтении, показывает, что для повышения скорости чтения необходимо: уменьшить число фиксаций глаз и их длительность; увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию; уменьшить число регрессий.

Очевидно, данным требованиям будет удовлетворять такая техника чтения, при которой глаза читающего двигаются вертикально сверху вниз по воображаемой линии, проведенной по центру страницы с небольшими колебаниями вправо и влево. При традиционном медленном чтении глаза двигаются равномерно по строкам страницы слева направо, и по окончанию каждой строчки вновь возвращаются к началу следующей. При быстром чтении движение глаз более экономно, поскольку глаза проходят всю страницу текста по кратчайшему пути — прямой линии (рис. 23).

Движение глаз при медленном и быстром чтении
Рис. 23. Движение глаз при медленном и быстром чтении

Как же практически осуществляется такое чтение? Оказалось, что для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Что понимается под этим термином? При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. Различные физиологические возможности зон зрения показаны на рис. 24.

Поле зрения
Рис. 24. Поле зрения

Широкое поле зрения имеет большое значение для быстрого чтения. Оно существенно сокращает время поиска информативных фрагментов текста.

У некоторых животных, например, поле зрения значительно больше, чем у человека. Исследователи установили, что у тех животных, которые обнаруживают приближение врага или добычи главным образом с помощью зрения, в процессе эволюции выработалось панорамное зрение. Оптические оси их глаз направлены в разные стороны, так их поле зрения охватывает обширное пространство с боков и позади собственного тела. У такого животного поле зрения правого и левого глаз, взятые вместе, иногда составляют угол обозрения, близкий к 360°. Впереди эти поля перекрываются лишь на несколько градусов, а могут совсем не перекрываться. Преимущества панорамного зрения очевидны: чем большая часть окружающего мира непрерывно отображается на сетчатке, тем эффективнее система предупреждения об опасности.

Исследования Ю. Б. Гиппенрейтер убедительно доказали, что объем фиксации взора и размер оперативного поля, с которого происходит объем информации, существенно зависят от обучения. Нам удалось найти специальный методический инструмент и разработать упражнения, которые значительно расширяют поле ясного видения и решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении.

Этим инструментом оказались широко известные у специалистов, работающих в области патопсихологии, тестовые цифровые, таблицы Шульте. При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре очередной таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры по порядку нарастания счета за время не более 25 с. Таблицы Шульте обычно применяются для исследования и развития психического темпа восприятия и, в частности, скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений. Всего таких таблиц 8 (смотреть приложение). Каждая таблица комплекта представляет собой разграфленный на 25 ячеек картонный квадрат размерами 20×20 см со вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. Вам необходимо использовать все 8 таблиц комплекта или изготовить такой комплект самим по образцу (рис. 25). Время, затраченное на поиск всего ряда чисел в каждой таблице, замеряется по секундомеру.

Чтение таблицы Шульте
Рис. 25. Чтение таблицы Шульте (60 сек)

Читатели с хорошими параметрами внимания и с широким полем видения затрачивают на одну таблицу 25— 30 с. По мере тренировок со всем комплектом таблиц время поиска постепенно сокращается и у отдельных лиц доходит до 11 —12 с, а в некоторых случаях и до 7—8 с. Причем, как правило, общее время увеличивается только из-за задержки на каком-либо одном или двузначных числах, все остальные числа отыскиваются быстро, однако затем человек вдруг опять не может найти следующего числа — смотрит на него и не видит, ему подчас даже кажется, что в таблице этого числа просто нет. Такие особенности работы с таблицами Шульте свидетельствуют о принципиальной структурной или функциональной неравномерности темпа психической деятельности этого человека.

У здорового и отдохнувшего человека на каждую таблицу уходит примерно одинаковое время. Увеличение времени на отыскание чисел в последних (девятой и десятой) таблицах говорит о том, что человек несколько утомился. По мере тренировок скорость нахождения чисел постепенно возрастает благодаря развитию периферического зрения. Интересно проследить характер изменений движения глаз при работе с таблицами. На рис. 25 показана запись движения глаз человека, не имеющего инструкций в правилах работы с таблицами.

Общее время поиска всех цифр — 60 с. Как показано на рисунке, взгляд последовательным перебором переходит от цифры к цифре. Такая тренировка практически ничего не дает для развития периферического поля зрения.

Чтение таблицы Шульте быстрее
Рис. 26. Чтение таблицы Шульте (15-20 сек)

Рис. 26 демонстрирует более совершенную технику поиска цифр. Обучающийся стремится удерживать взгляд в центральном поле таблицы, фиксируя боковым зрением остальные цифры. Это пример эффективной тренировки обеспечивающей расширение поля зрения. Время работы с таблицами в этом случае составляет 15—20 с. И, наконец, на рис. 27 — пример поиска цифр обучающегося, достигшего совершенства в работе с таблицами Шульте. Взгляд фактически неподвижно фиксирует центральную часть таблицы. Время поиска всех цифр 8—11 с.

Чтение таблицы Шульте совсем быстро
Рис. 27. Чтение таблицы Шульте (8-11 сек)

При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное — это расширение поля зрения, что может быть достигнуто только при аккуратном выполнении правил работы с таблицами, систематических и осознанных тренировках. Не следует также забывать, что таблицы Шульте — это фактически модель страницы текста. Работа с таблицей включает два этапа: подготовительный и исполнительный. Причем первостепенное значение имеет подготовительный этап. Он содержит следующее требование: перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре. Ставится задача видеть всю таблицу целиком.

Исполнительный этап предполагает последовательный поиск всех цифр от 1 до 25. Если говорить о тренировке периферического поля зрения, то она происходит только в те моменты, когда вы фиксируете взгляд в центре таблицы и стремитесь взором охватить ее всю. Именно в этот момент раздражаются периферические зоны сетчатки глаза формируются нейронные ансамбли, обеспечивающие съём и обработку информации с резервных зон поля. Иными словами, дальнейшую работу можно и непроизводить, если качественно и эффективно выполнен начальный этап. Фиксируя взгляд в центре таблицы, вы как бы отправляете в матрицу оперативной памяти мозга панораму всей таблицы. И дальнейшая деятельность представляет собой уже не поиск цифр, а как бы вспоминание уже известного их расположения в отдельных клетках таблицы.

 

 

 

Секундомер