Главы

Упражнения на развитие памяти

9.1. Тренировка памяти при чтении.

9.1.1. Провести анализ и установить свой тип памяти в соответствии с рекомендациями, изложенными в главе «Параметры памяти».

9.1.2. Провести тренировку повторения прочитанного для режима «Запомнить на несколько дней» в соответствии с табл. 7. При этом следует иметь в виду, что под повторением мы понимаем воспроизведение прочитанного своими словами, возможно ближе к исходному тексту. Обращения к прочитанному допустимы только после невозможности вспомнить необходимое в течение 2—3 мин. напряжения памяти. В приведенных упражнениях мы даем рекомендации, взятые из книги Ф. Лезера «Тренировка памяти». Они касаются правил повторения прочитанного для двух режимов: запомнить на несколько дней и запомнить надолго.

Первый режим характерен для учащихся и студентов в период подготовки к экзаменам. Как показывают наблюдения, время, которое отводится для подготовки к экзаменам не все студенты используют эффективно. Типичной является, например, следующая ситуация: из трех дней, отведенных для подготовки, два с половиной дня студент отдыхает, а оставшуюся половину дня и ночь готовится к экзамену. Продуктивность такой работы вряд ли будет высокой. Предлагаемый в табл. 7 режим повторения проверен многократно и дает хорошие результаты.

Таблица 7

Повторения

Время

Первое

Сразу по окончании чтения

Второе

Через 20 мин. от окончания предыдущего повторения

Третье

Через 8 часов

Четвёртое

Через сутки (лучшее перед сном)

Здесь хотелось бы обратить внимание на два обстоятельства. Первое: имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее. Трудно ожидать положительного результата, если в таком режиме изучается принципиально новый материал, еще не систематизированный в сознании обучающегося.

Второе: необходимо процесс повторения производить строго в соответствии с приведенным выше определением. Как заниматься? Предположим, вы готовитесь к экзамену по истории. Для подготовки выделено 4 дня. Приготовили учебник, учебные пособия, вопросы, которые будут на экзамене. Начинаете читать учебник. Как читать? Мы уже отмечали, что учебники нельзя читать быстро. Однако в нашей экспериментальной группе оказались однажды «непослушные» студенты, которые заявили, что они все учебники читают быстро. Проведенная проверка показала, что это не совсем так. Они действительно читали быстро, но не основной учебник, а дополнительную литературу и учебные пособия. В результате там, где обычно студент ограничивается своим конспектом или одним учебником, наши студенты прочитывали еще несколько книг, затрачивая на это время, не превышающее в целом время чтения основного учебника. Но результат оказался совершенно неожиданным.

Многие неясные и непонятные в основном учебнике теоремы приобретали при дополнительном чтении ясность и стройность. Но, что самое главное, наибольший эффект это дало для запоминания. Как мы полагаем в режиме такого чтения ярко проявляется эффект непроизвольного запоминания, о котором мы писали когда нужное запоминается само собой, без всяких усилий. Еще раз обращаем ваше внимание, что это результат реализации режима быстрого чтения.

Вы прочитали основной учебник. Методом быстрого чтения прочитали дополнительную литературу. Затратили на это один день. На второй день утром, прочитав последние разделы учебника, сразу же приступаете к повторению.

Повторение — это практически ответы на вопросы имеющихся у вас контрольных экзаменационных билетов. К исходному тексту вы обращаетесь только в том случае, если не можете вспомнить необходимое, напрягая память в течение 2—3 мин. Закончив первое повторение, отдохните 20 мин и сразу же приступайте к новому повторению по аналогии с предыдущим. К вечеру второго дня вы закончили очередное повторение. Отдохните. Сделайте физические упражнения. Погуляйте перед сном. На третий день утром начинайте очередное третье повторение. Вы его закончили в 15 ч. Отдыхайте до 15 ч следующего дня. На четвертый день в 15 ч приступайте к последнему повторению. Закончить его целесообразно к 22 ч. и сразу лечь спать. На следующее утро экзамен. Вас ожидает успех. В этом нет никаких сомнений. Вы прочитали и повторили не только учебник, но и дополнительную литературу. Названия, факты, фамилии четко размещаются в блоках вашего алгоритма. Вы хорошо представляете особенности каждого исторического периода. Можете кратко изложить в виде доминанты сущность политики правящей партии определенной эпохи. Ваше отношение к изучаемому предмету отличается активным, критическим анализом событий, явлений и фактов.

Рассмотренная методика подготовки к экзаменам дает хорошие результаты и по другим предметам: математике, физике и т. п.

9.1.3. Провести тренировку повторения прочитанного для режима «Запомнить надолго» в соответствии с табл. 8. Объем запоминаемого материала не более 30 тыс. знаков. Определение повторения то же, что и в предыдущем упражнении.

Таблица 8

Дни недели

1

2

3

4

5

6

7

Первое повторение сразу по окончании чтения
Второе — через 20 минут после первого повторения

Повторение через 24 ч от предыдущего

Отдых

Повторение

Отдых

Отдых

Повторение

В заключение урока прочитайте контрольный текст 9 используя все приемы техники быстрого чтения. Особое внимание обратите на фиксацию и запоминание фактографической информации. Подсчитайте и запишите скорость чтения.

Показать Текст 9 — Объем 5500 знаков

Контрольные вопросы к тексту для проверки качества усвоения прочитанного и определения коэффициента понимания:

  1. Название.
  2. Автор.
  3. Выпускные данные.
  4. Какой проблеме посвящена статья?
  5. Какова расчётная вместимость курорта и сколько человек будут приезжать в месяц в недалёком будущем?
  6. Какие трудности испытывает курорт с питьевой водой?
  7. О каких трудностях в отношениях с ведомственными санаториями говорит автор статьи?
  8. Какие планы по расширению парковой зоны?
  9. Недостатки в организации ухода за зелёными насаждениями.
  10. Доминанта статьи.

 

 

 

Секундомер